На кафедре педагогики Научно-исследовательской работой студентов уделяется серьезное внимание. Это обусловлено тем, что в современном педагогическом образовании исследовательский подход становится ведущим, поскольку он обеспечивает педагогическую культуру и эффективность педагогического труда. В этом отношении базовой установкой кафедры становится идея о том, что современная педагогическая деятельность стала настолько сложной, что она не может быть прежней, классической: в ней элемент исследования неизбежен в силу инновационности организуемых образовательных процессов, а также чрезвычайной вариативности и разнообразия решаемых образовательных задач. Таким образом, современному образованию необходим учитель-исследователь. Следовательно, установка на формирование у будущих педагогов базовых компонентов опыта исследовательской деятельности является важнейшим ориентиром в университетском педагогическом образовании.

Организация научно-исследовательской раоты студентов на кафедре педагогики выстроена в систему. Включение студентов в научно-исследовательскую деятельность сопряжено с решением как теоретической, так и практической задач. Решение первой задачи предусматривает обучение студентов методологии и методики педагогического исследования. Осуществление второй задачи предполагает целенаправленное и систематическое участие студентов в индивидуально значимых для них исследовательских проектах, что требует применение на практике освоенных технологий и методик педагогического исследования.

Необходимо отметить, что в процессе обучения, от курса к курсу усложняется характер исследовательской деятельности студентов. Если на начальных курсах обучения студенты задействованы в написании рефератов, в составлении сообщений и докладов, в анализе литературы и т.д., то на старших курсах – это написание курсовых работ, анализ педагогического опыта, написание ВКР.

Преподаватели кафедры руководствуются нацеленностью на расширение возможностей педагогических дисциплин в последовательном формировании у студентов опыта исследовательской деятельности в сфере организации образовательных процессов. Данная деятельность включается непосредственно в аудиторные занятия, в педагогическую практику, в самостоятельную работу студентов, а также входит в содержание воспитательной деятельности, осуществляемой кафедрой: педагогические олимпиады, конкурс педагогического мастерства «Студент года», научно-практические конференции и т.д.

Все члены кафедры весьма плодотворно осуществляют руководство научно-исследовательской деятельностью студентов.

Научные исследования студентов чаще всего посвящены актуальным теоретическим и технологическим проблемам современного образования, не всегда в достаточной степени освещенным в психолого-педагогической и методической литературе. Результаты таких исследований обладают должной научной новизной и теоретической значимостью, находят практическое применение как в личной профессиональной деятельности авторов, так и в педагогическом процессе ВлГУ, а также и в образовательных учреждениях г. Владимира и области. Для них характерным является достаточно высокий уровень исследовательской культуры в проведении опытной и экспериментальной работы.

Работы, выполненные по историко-педагогической проблематике, отличаются фундаментальной проработкой  первоисточников и архивных материалов, преимущественно размещенных в фондах Владимирской области.

В ходе научного сотворчества студенты и преподаватели проявляют подлинную увлеченность, энтузиазм, нестандартность подходов, а в ходе саморефлексии, как правило, отмечают возросший теоретический и методический уровень собственной научно-исследовательской деятельности.           

В целом научно-исследовательские работы студентов, выполненные в рамках кафедры педагогики, отличаются:

-высоким теоретическим уровнем;

-прикладным характером изысканий (связь с реальными проблемами образовательных учреждений региона и востребованность практикой их результатов);

-межпредметным характером исследований, интегрирующих психологическую, педагогическую, методическую и предметную проблематику;

-ориентацией на исследование особенностей развития инновационных процессов в образовании Владимирской области. Об этом говорят и результаты защиты ВКР в период ИГА.

В рамках организуемых кафедрой курсов по выбору преподаватели ставят задачу формировать навыки подготовки и проведения самостоятельных научных исследований, навыки работы с научной литературой, умения реализовывать инновационные подходы к организации образовательных процессов. Студентам предоставляется возможность обоснованно выбрать такую научно-исследовательскую проблему, разработка которой способствовала наиболее яркому проявлению их творческой индивидуальности.

Большое внимание преподавателями кафедры уделяется исследовательской работе студентов в период педагогической практики. Опыт работы в период педагогической практики показывает, что именно этот вид исследовательских заданий вызывает у студентов наибольшие затруднения и максимальное количество вопросов. Отсюда преподавателями кафедры были разработаны методические рекомендации в помощь студентам при выполнении педагогических исследований на педагогической практике, что позволило повысить качество этих исследований.

Методические рекомендации, а также полученные студентами в рамках педагогической практики исследовательские результаты, использовались студентами и учителями в школьной практике в целях решения задач, связанных с руководством инновационными образовательными процессами. Студенты, занимающиеся научно-исследовательской работой, оказывали существенную помощь образовательным учреждениям области, в частности:

- в разработке дидактических материалов в соответствии с новыми педагогическими технологиями;

- в составлении психолого-педагогических паспортов школ и классов;

- в разработке и проведении внеурочных занятий по предмету и воспитательных дел, выстроенных в духе педагогических инноваций;

- в разработке дополнительных материалов для научно-методической помощи школам и ДОУ в рамках проведения научно-практических семинаров и конференций.

Все это свидетельствует не только о прикладном характере проводимых изысканий (связь с реальными проблемами образовательных учреждений региона; ориентация на исследование особенностей развития инновационных процессов в образовании Владимирской области), но и позволяет говорить о достаточной убедительности и достоверности, получаемых студентами результатов и выводов.

Научно-исследовательская деятельность студентов – высшая форма самостоятельной работы обучающихся в ВУЗе.

     Ответственнаым за научно-исследовательскую деятельность студентов на кафедре педагогики является доцент кафедры педагогики, кандидат пеагогических наук, доцент - Даведьянова Нина Сегеевна.