Международная деятельность кафедры педагогики

2023

14 марта 2024 г в Педагогическом институте Владимирского Государственного Университета прошла Всероссийская конференция с международным участием по теме «Разыскатель истины Ф.А.Фрадкин. Современная педагогика и образование в теоретико-методологическом поле Ф.А.Фрадкина». Она была организована кафедрой педагогики, где сложилась добрая традиция проводить мемориальные конференции памяти профессора кафедры педагогики, члена-корреспондента РАО Феликса Ароновича Фрадкина, который верно служил педагогике, педагогическому институту и оставил после себя научную школу историков педагогики, своих учеников, которые продолжают развивать идеи своего Учителя.

После приветственных слов заместителя директора Ксении Михайловны Богровой, а также заведующий кафедрой педагогики Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, доктор пед. наук, профессора Елены Николаевны Селиверстовой участники конференции услышали видеообращение сына Фелиса Ароновича Юлия Феликсовича, который поприветствовал участников и поблагодарил коллег кафедры педагогики, учеников отца за то, что они хранят память о его отце и продолжают традиции его научной школы историков педагогики. Очень интересными для участников конференции стали прочитанные Юлием Фрадкиным «Фрагменты из дневников отца». Из его выступления участники конференции еще лучше смогли представить портрет ученого, его научный поиск, волновавшие его проблемы, размышления и сомнения, аспект взаимоотношения отцов и детей. 

Модератор конференции и ученица Ф.А.Фрадкина Елена Юрьевна Рогачева, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики организовала презентацию коллективной монографии «Разыскатель истины Ф.А.Фрадкин» ( Москва, Издательский проект «А и Б», 2024 г.) Она вручила ее авторам монографии, присутствовавшим в зале. 

В монографии, посвященной 90-летию со дня рождения Ф.А.Фрадкина (1933-1993) представлены материалы его близких коллег и учеников (академика Б.М.Бим-Бада, профессора, доктора педагогических наук Г.Б.Корнетова из Москвы, профессора, доктора педагогических наук А.А. Романова из Рязани, доктора педагогических наук, профессора   кафедры психологии и управления персоналом А.В.Духавневой из Южного университета г. Ростова на Дону, доктора педагогических наук профессора Е.Н.Селиверстовой, кандидата педагогических наук Г.Ю.Максимовой, а также учеников Ф.А.Фрадкина доктора педагогических наук, профессора Е.Ю.Рогачевой, доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики С.И.Дорошенко, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Л.И.Богомоловой и кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования  В.М.Блинова.

 

На конференции были заслушаны следующие доклады: «Историко-педагогическое наследие Феликса Ароновича Фрадкина» профессора кафедры педагогики, д-р пед. наук, доцента Светланы Ивановны Дорошенко; «Развитие методологического знания в трудах Ф.А.Фрадкина»  доцента кафедры педагогики, канд. пед. наук, доцента Любови Ивановны Богомоловой; «Феликс Аронович Фрадкин в межкультурном научном диалоге» профессора кафедры, д-р пед. наук, профессора Елены Юрьевны Рогачевой; «Вопрошание прошлого» или Педагогическое исследование по-Фрадкински» зав.кафедрой педагогики, доктора пед. наук, профессора  Елены Николаевны Селиверстовой;  «Слово о наставнике – от теории к практике» -доцента кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, канд. пед. наук, доцента Владимира Михайловича Блинова. Очень важно, что выступили студенты бакалавриата факультета иносранных языков, где работал Ф.А.Фрадкин, аспиранты и соискатели кафедры педагогики. 

Презентацию «Научные школы Ф.А. Фрадкина и П.Б. Гурвича» представил студент 2 курса гр. НА-122 Игорь Алексеевич Тимощук. С докладом «Феликс Аронович Фрадкин – первооткрыватель педологии» выступила аспирант кафедры педагогики Александра Николаевна Акиншина, а соискатель кафедры педагогики Елена Сергеевна Малик представила презентацию  «Социальное воспитание в пионерской организации Владимирской губернии 1922-29 гг.»

С интересом участники конференции слушали выступление доцента кафедры физико-математического образования и информационных технологий, канд. пед. наук, доцента Ларисы Ивановны Губернаторовой на тему «Научно-исследовательская деятельность студентов педагогических институтов в контексте использования искусственного интеллекта»

Хотелось бы выразить благодарность работникам библиотеки пединститута библиографу Путинцевой Марии Алексеевне, а также зав. читательным залом №1 Шикиной Вере Ростиславовне, представившим стенд с трудами Ф.А.Фрадкина и статьями о нем в рецензируемых журналах, сборники конференций, посвященных его памяти. Всего в дискуссии приняли участие 143 человека из разных регионов страны. После конференции планируется издание электронной версии материалов конференции. Полагаем, что воспитательный потенциал подобных конференций огромен, так как формирует нравственные ценности будущего поколения и знакомит его с тонкостями научно-исследовательской культуры, вносит вклад в педагогическую культуру университета и всей страны.

 

2022

13 – 15 октября 2022 года профессора кафедры педагогики Е. Ю. Рогачева и С. И. Дорошенко приняли участие в работе Международной научно-практической конференции – XXXV сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. Тема этой, юбилейной, сессии Научного совета была заявлена следующим образом: «Образовательные системы и среды: историко-педагогический дискурс в начале XXI века». Сессия проходила в Вологодском государственном университете. На пленарном заседании выступили официальные лица, губернатор Вологодской области и ректор ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университете», кандидат исторических наук, доцент, Председатель Общественной палаты Вологодской области, Председатель Совета отделения Российского исторического общества в Вологодской области Вячеслав Викторович Приятелев 

ПОДРОБНЕЕ 

 

 

2021

25 марта и 22 апреля 2021 года состоялся

Международный Российско-Итальянский

научно-практический семинар (онлайн)

«МИССИЯ УЧИТЕЛЯ: ВЫЗОВЫ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ»

 

Организаторами этого семинара выступили профессор кафедры педагогики, доктор педагогических наук Елена Юрьевна Рогачева и бывшая аспирантка кафедры педагогики ВлГУ, а ныне переводчик и преподаватель русского языка как иностранного, Институт Высшего образования «Мотти», Италия Наталия Владимировна Лупенкова, (онлайн);

На повестке первого заседания была тема: Специфика организации школьной системы и подготовки учителя в России и Италии.  На втором заседании обсуждались проблемы инклюзивного образования в России и Италии. Плюсы и минусы цифровой школы.(Презентации участников обеих сторон и общая дискуссия)

Общее количество участников конференции составили свыше_35  чел.,

в том числе:

- зарубежных участников –  11 чел.

- российских участников – 24__ чел.

- участников от ВлГУ –  _24_ чел.

Список зарубежных участников, принявших участие в конференции (Ф.И.О., должность, место работы, страна), в скобках указать формат участия (очно, заочно, онлайн).

1.      Аннализа Нери, преподаватель итальянского языка и истории, Институт Высшего образования «Мотти», Италия (онлайн);

2.      Федерика Феррари, преподаватель итальянского языка и истории, Институт Высшего образования «Мотти», Италия (онлайн);

3.      Олденио Ламбруски, инклюзивный преподаватель, Институт Высшего образования «Мотти», Италия (онлайн);

4.      Бруно Фузилли, инклюзивный преподаватель, Институт Высшего образования «Мотти», Италия (онлайн);

5.      Козимо Галеоне, преподаватель права и гражданского воспитания, Институт Высшего образования «Мотти», Италия (онлайн);

6.      Наталия Владимировна Лупенкова, переводчик и преподаватель русского языка как иностранного, Институт Высшего образования «Мотти», Италия (онлайн);

7.      Натали Ронка, студентка Института Высшего образования «Мотти», Италия (онлайн);

8.      Халида Ахметай, студентка Института Высшего образования «Мотти», Италия (онлайн);

9.      Думитрия Донту, студентка Института Высшего образования «Мотти», Италия (онлайн);

10.  Давиде Роцци, студентка Института Высшего образования «Мотти», Италия (онлайн).

 С российской стороны участвовали студенты факультета иностранных языков и преподаватели кафедры педагогики. Студенты ФИЯ гр.АН-119 подготовили интересные презентации по обозначенным темам. В ходе дискуссии итальянские студенты практиковали русский язык и совершенствовали свой английский. С большим интересом представители обеих стран слушали выступление учителя из Италии, Олденио Ламбруски, инклюзивного преподавателя, (Институт Высшего образования «Мотти», Италия), рассказавшего об организации инклюзивного образования в Италии и системе подготовки инклюзивного учителя. Италия в этом плане может гордиться успехами в организации инклюзивного образования, которой там занимаются с 1970х годов. Не менее интересной стала дискуссия, связанная с проблемами цифрового обучения. Студенты обоих вузов обменялись интересными презентациями. Было принято решение продолжать международный диалог и в будущем. Это будет способствовать установлению партнерских связей ВлГу и института Высшего Образования «Мотти» (Италия), развивать диалог культур и формировать культуру межнационального общения. 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 3 

 

 

 

 

2019 

20-21 сентября 2019 года

профессор кафедры педагогики Педагогического института ВлГУ

Светлана Ивановна Дорошенко

приняла участие в работе

Международной научно-практической конференции

«Первые международные историко-педагогические чтения» института «Высшая школа образования»

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»  и

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Российской академии образования.

С. И. Дорошенко выступила с презентацией

деятельности Научного совета по проблемам истории музыкального образования

4-7 августа 2019 года в Копенгагене (Дания) состоялась 21 Конференция по Грамотности, а также 18 Нордическая Конференция по Грамотности в рамках Федерации Европейской Ассоциации Грамотности (The Federation of European Literacy Association- FELA).

Проблема чтения сегодня становится одной из актуальных, так как цифровая культура, телевидение во многом изменили отношение человека к книжной культуре, а хаотичность и интенсивность жизни современной молодежи, недостаток времени препятствуют развитию читательской культуры. Именно решению этой острой проблемы и была посвящена конференция в Копенгагене.  

В международной  конференции приняла участие профессор кафедры педагогики педагогического института ВлГУ, доктор педагогических наук, профессор Елена Юрьевна Рогачева. ПОДРОБНЕЕ

2018 

25-26 сентября 2018 года

на базе Мининского университета

г. Нижний Новгород 

состоялась XXXIII Сессия Научного совета

по проблемам истории образования и педагогической науки РАО

и Международная конференция

"Воспитание и социализация:

потенциал историко-педагогического познания в контексте вызовов современности",

в которых приняла участие 

профессор кафедры педагогики

Рогачева Елена Юрьевна

Вести с Международной конференции

(г. Москва - 2018 г.)

18-19 июня 2018 г. в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» и ГБУ «Московский городской дом учителя» состоялась Международная научно-практическая конференция, посвященная 130-летию великого отечественного педагога Антона Семеновича Макаренко «Воспитательная система А.С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования». В этой конференции принимала участие профессор кафедры педагогики, доктор педагогических наук, профессор Е.Ю. Рогачева. Она выступала с докладом в пленарном заседании 18 июня 2018 г. ПОДРОБНЕЕ

Вести с Педагогического Форума (Казань -2018)

22-24 мая 2018 года в городе Казань на базе Казанского(Приволжского) Федерального Университета состоялся  IY Международный Форум по Педагогическому Образованию. В это же время проходила на базе университета Региональная Конференция Международной Ассоциации Исследования в Области Педагогического образования и Обучения (ISATT).  Казанский университет –одно из старейших учебных заведений России, основанное в 1804 году. В его состав входят 28 основных структурных подразделений (институтов, факультетов, высших школ, филиалов), где обучаются 45 тысяч студентов. На сегодняшний день КФУ является одним из ведущих образовательных учреждений России и одним из передовых по состоянию инфраструктуры и наличию сервисов, необходимых для обучения и жизнедеятельности студентов. В 2014 году университет отметил 210 годовщину со дня своего основания. В 2013 году по итогам открытого конкурса КФУ вошел в число 15 ведущих вузов России, он является одним из 23 вузов мира, имеющих четыре звезды в рейтинге QS Stars. Не случайно, что Форум проводился на базе Казанского Федерального Университета. Он является одним из ведущих центров России в области образования и психологии. На данные мероприятия была приглашена профессор кафедры педагогики ВлГУ, доктор педагогических наук Е.Ю.Рогачева. Она выступила на конференции с докладом на тему  «Соотношение теории и практики в прагматической концепции подготовки учителя Джона Дьюи». ПОДРОБНЕЕ

2017 

ХIII Международная научная конференция

«Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия; педагогические институции

в истории человеческого общества»

 

16 ноября 2017 года на базе Академии Социального управления (Москва) состоялась ХIII Международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: педагогические институции в истории человеческого общества». С приветственным словом выступил Александр Игоревич Салов –ректор Академии социального управления. Он поздравил участников международной конференции и пожелал успешной работы. География участников конференция достаточно обширная: Москва, Владимир, Волгоград, Нижний Новгород, Калуга, Калининград, Ставрополь, Рязань, Нижний-Тагил, Хабаровск, Санкт-Петербург, Пушкино, Королев, Воронеж, Липецк, Оренбург, Челябинск, Минск и др. Владимирский госуниверситете был представлен двумя участниками – Татьяной Сергеевной Рубцовой, только что закончившей обучение в очной аспирантуре ВлГУ по специальности 13.00.01 общая педагогика, история педагогики и образования и доктором педагогических наук, профессором, профессором кафедры педагогики ВлГУ Е.Ю.Рогачевой.

В ходе пленарного заседания было заслушано выступление Михаила Абрамовича Лукацкого, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО, члена экспертного совета ВАК по педагогике и психологии. Он выступил с докладом на тему «Современные требования к диссертациям по педагогическим наукам, деятельность диссертационных советов и экспертного совета ВАК по педагогике и психологии». Затем с  докладом выступил главный редактор журнала «Педагогика» (Москва) Руслан Сахитович Бозиев. Темой его выступления была следующая: «Историко-педагогическая проблематика на страницах педагогических журналов. Участникам круглого стола «Историко-педагогический контекст теории и практики образования», которым руководили  ровно год назад Р.С. Бозиев и Г.Б. Корнетов, были переданы журнальные копии (3й номер журнала «Педагогика» за 2017 год). Было намечено дальнейшее сотрудничество участников историко-педагогической конференции с редакцией журнала. На конференции выступили также главный редактор журнала «Психолого-педагогический поиск» (Рязань) профессор Алексей Алексеевич Романов, а также главный редактор «Историко-педагогического журнала Анатолий Валерьевич Уткин (Нижний Тагил).

В ходе конференции состоялся круглый стол на тему «Педагогические институции в истории человеческого общества». Говоря о различных значениях термина «институция», Григорий Борисович Корнетов отметил, что в педагогических исследованиях вместо терминов «институт образования» и «педагогический институт» целесообразно использовать термин «педагогическая институция». Представив различные трактовки понятия «педагогическая институция», ученый высказал идею о том, что педагогические институции являются продуктом культурно-исторического развития. В них закреплены некоторые значимые черты и характеристики педагогической деятельности и педагогических отношений в их материальной и идеальной формах. Педагогическая институция укоренена психологически, связана с необходимостью исполнения институциональных требований, влияющих на человеческое поведение.

После перерыва участники заслушали презентации заявленных выступающих и обсудили новейшие результаты исследований в области истории образования и педагогической мысли. Конференция прошла успешно. Все участники отметили продуктивность состоявшихся научных дискуссий в ходе Круглого стола и конференции. 

2016

ХХХI Сессия научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки Российской академии образования  (Тверской государственный университет)

6 -7 июня, 2016 года на базе Тверского государственного университета состоялось  заседание XXXI сессии Научного совета– Международной научно-практической конференции «Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры». Для участия в конференции в Тверь приехали около 80 ученых, выдающихся педагогов, специалистов в сфере историко-педагогического знания из 40 регионов России и 5 зарубежных стран. В пленарном заседании и работе секций приняли участие  профессор кафедры , д.п.н. Е.Ю.Рогачева а также аспирантка кафедры педагогики очной формы обучения Т.С.Рубцова  и бывшая аспирантка кафедры П.К.Карякина, выполнившая исследование под руководством проф. Е.Ю.Рогачевой. Для многих из участников  данная конференция – это не только крупный научный форум, но и возможность встретиться со старыми друзьями, коллегами, единомышленниками, с которыми когда-то они начинали свой непростой путь ученого-педагога.

2015


С 22 апреля по 3 мая  2015 года делегация, в состав которой вошли старший преподаватель кафедры социальной психологии и педагогики Левицкая Л.В., доцент кафедры дошкольного образования Патрушева З.В.  и аспирантка кафедры педагогики ВлГУ  Алейникова К.А. находилась на стажировке в США (Вашингтон-Блумингтон-Нормал, Иллинойс), которая была организована профессором кафедры  педагогики ВлГУ , доктором педагогических наук Рогачёвой Е.Ю., председателем образовательного комитета Побратимских городов Владимир-Кентербери-Блумингтон-Нормал при финансовой поддержке центра лидерства программы «Открытый мир».  Стажировка была посвящена проблемам «Коррекционного образования  в США» и проходила в штате Иллинойс  г. Блумингтон-Нормал в рамках ассоциации городов-побратимов Владимир-Кентербери-Блумингтон-Нормал.

 

 

В рамках данной программы делегаты посетили столицу США, город Вашингтон, где их ожидала необыкновенная встреча, организованная в Библиотеке Конгресса США, которая была направлена на ознакомление делегатов с государственным устройством страны, ее культурно-историческими особенностями, а  также спецификой системы американского образования.

 

Более подробное ознакомление с американской системой образования и особенностями организации образовательного процесса с детьми с особыми потребностями произошло в г. Блумингтон-Нормал, шт . Иллинойс. Здесь владимирские преподаватели могли на практике увидеть как работает система коррекционного образования и поддержки детей с ОВЗ. С этой целью делегаты посетили школу-лабораторию имени Томаса Меткалфа, которая  является базой для прохождения педпрактики и проведения клинических исследований для студентов университета – будущих педагогов, школуХэммит, специализирующуюся  на работе с детьми 3-15 лет, у которых наблюдаются разнообразные поведенческие и эмоциональные расстройства и агентство  «БебиФолд»,  оказывающее помощь наиболее незащищенным детям и предлагающее коррекционное обучение детей и подростков от 3 до 21 года с эмоциональными и поведенческими расстройствами, проблемами с обучением, обширными умственными расстройствами.

 

С большой заинтересованностью делегаты посетили Педагогический колледж штата Иллинойс, который входит в десятку ведущих вузов Американской ассоциации колледжей педагогического образования (American Association of Colleges of Teacher Education).  В стенах университета владимирские преподаватели и их американские коллеги делились опытом подготовки будущих педагогов к работе с детьми с особыми нуждами, вместе анализировали американские и российские стандарты подготовки бакалавров по направлению педагогическое и специальное образование, искали пути решения проблем инклюзивного образования на международном уровне.  Заключительной частью дружественной встречи стало совместное проведение занятия с магистрантами направления «Специальное образование» на тему «Сотрудничество в области образования».

 

Активная работа делегатов совмещалась с замечательно организованной досугово-культурной программой. Так, гости из Владимира были приглашены на экскурсию по городу Чикаго, где организаторы программы предложили им прогуляться  по парку Миллениум, Мичиган авеню, а завершилось это   незабываемым речным круизом с осмотром архитектуры города.Надолго делегатам запомнились впечатления, полученные во время посещения президентского музея Авраама Линкольна в г. Спрингфилд, который  считается первым познавательным музеем, объединившим бесценные исторические артефакты с современными инновационными повествовательными технологиями. Фееричным стал для владимирских преподавателей последний день пребывания в Блумингтоне-Нормале, включающий торжественное вручение сертификатов, ужин в фешенебельном итальянском ресторане, а также великолепный концерт, посвященный памяти Авраама Линкольна.

По приезду делегатов на родину в рамках Лаборатории Сравнительной педагогики, функционирующей при кафедре педагогики под руководством профессора кафедры Е.Ю. Рогачевой,  был организован семинар, на котором  участники программы поделились своими впечатлениями с представителями педагогических кафедр ВлГУ, аспирантами,  магистрантами, а также бывшей участницей программы «Открытый мир» зав. кафедрой иностранных языков юридического института, кандидат педагогических наук О.А.Мороховой. Они выступили с докладами, освящавшими специфику организации коррекционного образования в США

В рамках повестки Круглого стола, организованного проф. Е.Ю.Рогачевой 12 мая 2015 г. в ВЛГУ на базе педагогического института были заслушаны следующие доклады представителей делегации по теме «Инклюзивное образование в США»:

1.     «Практические аспекты организации образовательного процесса в США»(М.С.Беспалова, педагог-логопед центра «Мишутка» при АРДИ «СВЕТ»;

2.     «Организация безбарьерной образовательной среды в дошкольных образовательных учреждениях» -О.Г.Бурмистрова, методист МАОУ «Гимназия №73»;

3.     «Организация медико-психолого-педагогического сопровождения детей в Treatment Center» (агентство “The Baby Fold”, США, шт. Иллинойс) – З.В.Патрушева, доцент кафедры дошкольного образования ВлГУ;

4.     «Подготовка специалистов дошкольного уровня к реализации программ инклюзивного образования: из опыта работы Иллинойского государственного университета. Штат Иллинойс, США – К. А. Алейникова, аспирант кафедры педагогики ВлГУ .;

5.     «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями в образовательных учреждениях США»- Л.В.Левицкая, ст. преп. кафедры социальной педагогики и психологии ВлГУ  

Подготовленные выступления сопровождались интересными презентациями. После выступления состоялась дискуссия, в которой приняли участие организатор и ведущая круглого стола профессор кафедры педагогики, доктор педагогических наук Е.Ю.Рогачева, директор гимназии № 72 г. Владимира Иосевич Наталья Витальевна, декан факультета дошкольного и начального образования Наталья Васильевна Беляковаа, аспирантка кафедры педагогики П.К.Карякина, сфера научных интересов которой связана с организационными вопросами педагогического сопровождения обучения особенных детей в США. На круглый стол был приглашен известный владимирский музыкант –саксофонист, которого знают как «золотой саксофон» во Владимире, продемонстрировавший свои способности и возможности как человек, относящийся к категории «особенных» детей. Он открыл Круглый стол двумя музыкальными фрагментами, покорившими присутствующих в зале заседания(ауд. 136.) Это было очень знаково и расположило всех к откровенному и продуктивному диалогу.  


15-23 октября 2015 г. профессор кафедры педагогики, доктор педагогических наук Е.Ю. Рогачева по приглашению Ассоциации городов-побратимов г. Кентербери посетила г. Кентербери (Великобритания) в составе официальной делегации Ассоциации городов-партнеров г. Владимира (Владимир-Кентербери-Блумингтон-Нормал), где приняла участие в праздновании 30-летия установления партнерских взаимоотношений городов Кентербери и Владимира. В течение более 15 лет Е.Ю. Рогачева является председателем Образовательного комитета Ассоциации и руководит программой обмена школьников. В ходе визита в Англию  состоялись переговоры о развитии учебных и научных контактов кафедры педагогики с университетами и школами г. Кентербери. В ходе официальных церемоний мэру  Кентербери было передано поздравление от главы города Владимира и вновь избранного мэра города Владимира О. Деевой. В  сложный период политической ситуации в мире делегации России, США, Великобритании предложили посадить яблоню в центре Кентербери с целью укрепления дружбы и понимания между городами-побратимами.

 

Рогачева Е.Ю., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики ВлГУ участвовала в 18 Международной Европейской конференции по Чтению, проходившей   6-9 августа 2013 года на базе Университета Йоншопинг, Швеция (Jonkoping, Sweden) на тему «Новые вызовы – новые виды грамотности» “New challenges –new literacies”, в рамках которой выступила с докладом-презентацией результатов совместного международного российско-американского проекта «Средства народной педагогики как инструмент формирования культуры межнационального общения» ( «Связывая пословицы и поговорки с культурой и грамотностью» (“Connecting proverbs and sayings to  Culture and Literacy”) с коллегой из Питсбургского университета (штат Канзас, США) Сьюзан Нэлл.
   Федерация Ассоциации Европейской Грамотности, а также Европейский Комитет Международного Развития Ассоциации Чтения совместно со Шведским Советом Международной Ассоциации Чтения ставила целью привлечь внимание широкой научной и педагогической  общественности к проблемам чтения. Начиная с 1976 года, каждые два года конференции организовывались в разных европейских странах (Франция, Финляндия Австрия, Ирландия, Испания, Германия, Шотландия, Венгрия, Норвегия, Эстония, Португалия). В этом году 250 участников из разных стран Европы, США и Стран Латинской Америки присутствовали на конференции и участвовали в пленарном заседании, работе секций, симпозиумов, круглых столов. Конференция вызвала широкий резонанс в прессе. В ней участвовала и делегация Русской Ассоциации Чтения во главе с её президентом профессором Натальей Сметанниковой.