ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О КАФЕДРЕ

 

Кафедра педагогики оформилась как отдельная административная единица во Владимирском государственном педагогическом институте в 1966 г. (подробнее)

Возглавляет кафедру доктор педагогических наук, профессор, член-корр. Международной Академии наук педагогического образования (МАНПО) Селиверстова Елена Николаевна.

 

Кафедра осуществляет подготовку студентов-бакалавров по дисциплинам: 

  1. "Педагогика и психология", которая включает следующие модули: 
  • Общая психология (1 семестр)
  • Социальная психология (2 семестр)
  • Возрастная и педагогическая психология (3 семестр)
  • Общие основы педагогики. Введение в педагогическую деятельность. История педагогики и образования (4 семестр)
  • Теория и методика воспитания. Социальная педагогика (5 семестр)
  • Теория обучения и педагогические технологии. Основы управления образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования (6 семестр)

     2. Курсы по выбору. 

При кафедре открыта магистратура по направлению 44.04.01 "Педагогическое образование" программа подготовки "Педагогическая инноватика". Руководителем программы является заведующая кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор Селиверстова Елена Николаевна.  

Для всех студентов-магистрантов по направлению 44.04.01 "Педагогическое образование" читаются следующие дисциплины:

  • Современны проблемы науки и образования
  • Методология и методы научного исследования
  • Инновационные процессы образования

Кафедра известна двумя научными историко-педагогическими школами, у истоков которых стояли доктора педагогических наук, профессора Феликс Аронович Фрадкин (1933-1993) и              Александр Васильевич Плеханов (1926-1995)  

Кафедра имеет высокий научный и творческий потенциал. На кафедре работают 4 профессора: Селиверстова Елена Николаевна, Рогачева Елена Юрьевна, Дорошенко Светлана Ивановна и Плаксина Ирина Васильевна; 9 доцентов: Богомолова Любовь Ивановна, Даведьянова Нина Сергеевна, Дрозд Карина Владимировна, Ерофеева Ольга Геннадьевна, Измайлова Алла Борисовна, Лаврентьев Владимир Анатольевич, Морозова Ольга Васильевна, Романова Людмила Александровна, Сухова Татьяна Алексеевна; 1 зав. кабинетом – Смирнова Анна Николаевна.

В русле модернизации отечественной системы образования кафедра исходит из личностно ориентированного и компетентностного подходов как важнейших концептуальных положений, предполагающих нацеленность образовательного процесса на формирование персональной компетенции преподавателя и студента, их готовности к постоянному повышению образовательного уровня, стимулирования потребности в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способности к саморазвитию.

Направления научных и научно-методических исследований кафедры связаны с разработкой методологических, историко-педагогических, теоретических и технологических аспектов образовательного процесса в условиях перехода школы от познавательной к личностно ориентированной стратегии образования, а также с разработкой структуры и содержания учебно-методического обеспечения педагогических дисциплин в соответствии с требованиями современного государственного стандарта высшего педагогического образования.

На кафедре осуществляется научное руководство аспирантами очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 44.06.01 "Образование и педагогические науки (направленность – 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования"). За последние 10 лет на кафедре было подготовлено 7 кандидатов наук и 1 доктор наук под руководством проф. Селиверстовой Е.Н., 5 кандидатов наук под руководством проф. Рогачевой Е.Ю.

Кафедра имеет сложившуюся систему разностороннего сотрудничества с образовательными учреждениями,  методическими службами и органами управления образованием Владимирской области, выступает как региональный центр по разработке, реализации и экспертизе современных программ непрерывного педагогического образования. Являясь базовым научно-исследовательским и учебно-методическим объединением, кафедра в существенной мере формирует инновационное образовательное пространство Владимирского региона. 

У кафедры сложились разветвленные творческие связи:

  • с ведущими научными школами и лабораториями по проблемам методологии, дидактики, истории педагогики, сравнительной педагогики Института стратегии развития образования Российской Академии образования, а также Академии социального управления (АСОУ) при Министерстве образования Московской области;
  • с Международной академией наук педагогического образования (МАНПО);
  • с педагогическими кафедрами ведущих зарубежных университетов (Государственный Иллинойский университет, Питсбургский университет штата Канзас, Королевская Академия педагогических исследований г.Копенгаген, Чикагский университет).

Преподаватели кафедры неоднократно приглашались в качестве «гостевых лекторов» и участников «летних школ» в США и в Великобритании.  

Солидный штат успешно работающих преподавателей-исследователей,  докторантов, аспирантов и соискателей создает самые благоприятные условия для развития имеющихся и постепенного формирования новых научных школ. Кафедра педагогики – инициатор и организатор проведения ставших уже традиционными Межрегиональных педагогических чтений памяти И.Я. Лернера (1997, 2000, 2002, 2004, 2007, 2009, 2011, 2013, 2017), научных конференций, посвященных памяти Ф.А. Фрадкина (1995, 1999, 2004, 2008, 2013), А.В. Плеханова (2005, 2011), вызывающих широкий научный резонанс.

При кафедре работает 3 творческих лаборатории: «Современные педагогические технологии» (с 1996 г.), руководитель – д.п.н., проф. Е.Н.Селиверстова; «Лаборатория сравнительной педагогики» (с 2008 г.), руководитель – д.п.н., проф. Е.Ю.Рогачева; «Школа молодого учёного», руководитель – д.п.н.,  проф. С.И. Дорошенко. (подробнее)

Богатые традиции кафедры в научно-исследовательской и учебно-методической деятельности определяются ее кадровым потенциалом.