22 October 2017    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Кафедра педагогикиКафедраВоспитательная деятельностьШкола вожатых

Лето 2015 года педагогического отряда ВлГУ "Эвентум", впрочем как и предыдущие (для нашего отряда с 2008 года) , прошло - пролетело - промчалось в лагере. Летний лагерь - это не просто место, это очень интересное время свободного общения с друзьями (под друзьями имеем ввиду и детей, и взрослых), время уникальных открытий и просто отличного настроения.

            Многие из нас работали в лагере впервые! Наши дебютанты:

4 смены - Анастасия Старкова (ПИ ФФ, 2 курс) и Анастасия Лялина (ПИ ФМФ, 2 курс) !!!

3 смены - Игорь Липский (ПИ ФФ, 2 курс)!!!

2 смены - Светлана Козлова (ПИ ФФ, 2 курс), Мария Иванова (ГумИ, 2 курс), Елена Теплова (ГумИ, 2 курс), Екатерина Осипова (ГумИ, 2 курс), Полина Галкина (ГумИ, 3 курс)!!!

1 смена - Светлана Хорева (ГумИ, 3 курс) !!!

            Многие из бойцов отряда поработали в ДОЛ «Солнечный» Ковровского района, так же значительная часть ребят оказалась в ДОЛ «Икар» города Владимир, а кто-то уехал работать на юг в ДОЛ «Олимпиец» город Анапа. А некоторые из бойцов не смогли провести своё лето в лагере, но душой и сердцем были с нами.

            И мы хотим поделиться с вами своими впечатлениями и ощущениями от этого удивительного времени - вожатского лета "Эвентум - 2015"!

            "Пусть детство станет крылатым" - под этим девизом, зам.командира отряда Юлия Челнокова и три бойца педагогического отряда: Назарова Милана, Иванова Маша и Разумов Влад провели свое лето в МБУ ДЮЦО "Икар".

            Для Маши это был первый опыт, который она запомнила на всю жизнь. Она вспоминает случай, когда дети вскрыли пару огнетушителей.

"Спрашиваю их: Я поняла бы еще один, но два!! Зачем вы вскрыли два огнетушителя?!

Отвечают: Ну… нам так интересно стало, как они устроены и как работают, на втором это нужно было закрепить! Вы бы сами попробовали, хотите, попробуем на третьем?"

            Владислав Разумов (Пи ФФ, 3 курс):

- Моё лето в лагере "Икар" незабываемо. Там чудесный коллектив, руководство, и достойная заработная плата. Так же стоит отметить детей, которые были особенными, и эту смену я запомню навсегда. Спасибо лагерю "Икар" за то, что он существует!

            А вот как отозвалась о своем трудовом семестре Юля, выпускница ГумИ 2015 года:

- Я ждала это лето весь учебный год, и провела его в лагере "Икар". Это уже пятый лагерь по счету и 15-я отработанная смена. Приехала я с горящими глазами и кучей новых друзей. Спасибо родному педагогическому отряду "Эвентум", за то, что я имею возможность заниматься любимым делом и развиваться в команде единомышленников! Побольше бы нас было!"

            Милана Назарова, выпускница ГумИ 2015 года:

- В "Икаре" я работала первый раз, и этот лагерь оставил в моей душе море позитива. Весь год я буду вспоминать это лето – греться воспоминаниями холодной зимой.

            "Пусть «Солнечный» будет всегда!" - гласит завет лагеря, в который отправились работать командир отряда Яна Каткова (ПИ ФМФ, 4 курс), бессменный активист Александр Разко (ПИ ФФ, 4), выпускница ФИЯ 2015 года Динара Неверова, выпускники ФРЭМТа Артемий Беляков и Андрей Дорофеев, а так же наши новички Елена Теплова, Игорь Липский, Анастасия Старкова, Светлана Козлова и Анастасия Лялина.

            Елена Теплова (ГумИ, 2 курс):

- Когда ехала в лагерь, был небольшой испуг, так как для меня это что-то новое, интересное и неожиданное. Меня поставили на самых маленьких. Я стала немного переживать, как справлюсь с ТРИДЦАТЬЮ ПЯТЬЮ детьми.  Время прошло быстро, и расставаться с детишками совсем не хотелось.  Я получила опыт общения с детьми, нашла свои "плюсы и минусы". Также в лагере познакомилась с опытными педагогами и талантливыми вожатыми, с которыми, надеюсь, не раз придется еще поработать. Ну а будущему поколению, тем, кто еще думает ехать в лагерь, я с гордостью скажу «ДА» потому что непередаваемые эмоции, которые остаются на всю жизнь!

            Липский Игорь (ПИ ФФ, 2 курс):

- Будучи ребёнком, я всегда думал, что вожатый – это очень мудрый человек, знающий ответы абсолютно на все вопросы, но почему-то чересчур молодой на вид. Когда же я вырос, идея стать вожатым поначалу казалась сумасшедшей, но благодаря совету друзей, мечта многих детей, кто хоть раз был в лагере, осуществилась – я сам стал вожатым. Теперь уже мне приходится отвечать на все вопросы, вне зависимости от того, знаю я ответа или нет, ходить в походы, петь лагерные песни под гитару и с невыносимой тоской провожать уже ставших за 21 день такими близкими детей и надеяться, что мы увидимся снова, но уже в следующем году.

            Старкова Анастасия (ПИ ФФ, 2 курс):

- Представьте, что вы тот волшебник, который делает пребывание детей в лагере сказочным. Конечно, это не просто. Здесь надо найти к каждому ребенку подход, запомнить множество игр, веревочных курсов, которые будут интересны всем ребятам. И школа вожатых в этом очень помогает. И естественно, вы очень устаете, но дети, можно сказать, дают вам волшебные силы. Пусть вы спали три часа, все равно проведете запланированный квест или вместе с отрядом пойдете в поход. Ведь вы осознаете ту ответственность, которая на вас лежит и понимаете, что лагерь - это сказка, которую пишет вожатый. Множество новых знакомых, общение с вожатыми и незабываемые впечатления от лета я получила на весь год.

            Каткова Яна (ПИ ФМФ, 4 курс):

- Это лето прошло великолепно! К сожалению, поработать на отряде мне не удалось, но на меня легла не меньшая ответственность – Старший вожатый! Звучит гордо, и лицом в грязь ударить нельзя, ведь я представляю не только себя, но и «Эвентум»! Как человек с детства любящий лагерь, я отработала все 4 смены и ни о чём не пожалела, ведь общение с детьми и вожатыми возвращает тебя назад, в прошлое, беззаботное и счастливое.  В следующем году я обязательно поеду в лагерь снова в 4-й раз, моё лето теперь всегда ассоциируется с местом, где я вижу сотни детских улыбок. «Верните мне лето» - так я говорю каждый день!

            Осипова Екатерина (ГумИ, 2 курс):

"Не работай вожатым, а будь вожатым! Живи детством!" – сказала новичок отряда Осипова Екатерина и отправилась покорять морское побережье в ДОЛ «Олимпиец».

В этом году мне довелось побывать в особенном лагере, который находится "у синего моря, где бушуют бураны".  Лагерь назывался "Олимпиец", города-курорта Анапа. Проработала я там две первых смены. Педагогический процесс оказался не настолько простым, как думалось вначале. Детишки были социально-неадаптированные, большинству из них было присуще девиантное (отклоняющееся) поведение, поэтому сил потребовалось много. Изначально главной целью у меня было сплотить отряд, один за всех и все за одного. А далее я пыталась упорно вести их к победе во всех начинаниях, да, не всегда это получалось, но прогресс был, и это грело душу.. Этому лету я благодарна за новых людей в своей жизни, за дорогих и близких мне людей. Говорят, что в лагере день за три идет, а так и есть, и это я поняла, испытав на себе. Под конец хочется только добавить, что нужно всегда идти вперед, стремится к чему-то новому, не бояться трудностей, жить в своё удовольствие, ну а лагерь - это как раз то место, где вам обеспечено вышесказанное.

Увы, не все бойцы смогли выехать в лагерь, но они всегда мысленно с нами.

            Неманова Екатерина, выпускница (ПИ ИФ, 2009 года).

- Это лето было не таким как раньше. Нет, всё так же были июнь, июль и август, всё так же светило солнце, а иногда и лил дождь… Просто это лето было без лагеря. Лето без лагеря для меня это необычно, потому что всегда свой школьный отпуск я всегда проводила с детьми. Кто-то скажет: «Зачем это нужно, работать тогда, когда можешь полноценно отдыхать?» А вот так! Я с трудом представляю лето без лагеря, детей, утренний планерок, игр с детьми, творчества, концертов, линеек… Но всё же этим летом я побывала в лагере уже как гость. Это странно для меня! Вдохнула аромат соснового леса, услышала знакомый плеск воды реки Клязьма, обняла детей, которые были у меня в отряде, встретила напарников. Захотелось обратно в эту атмосферу!       Но я не говорю лагерю: «Прощай!», это лишь: «До новых встреч!» В душе и сердце всегда педагогический отряд «Эвентум», лагерь и дети.

            Вот такое  вожатское лето "Эвентум - 2015 года" состоялось. И мы утверждаем, что оно прошло на "ОТЛИЧНО"!!! А вам дорогие читатели хотим сказать: желаете, чтобы ваше лето тоже было наполнено теплом детских улыбок, новыми знакомствами и незабываемыми впечатлениями? Тогда вам просто необходимо оказаться в коллективе единомышленников педагогического отряда ВлГУ «Эвентум»!

            Совсем скоро пройдёт день открытых дверей и начнёт свою работу Школа вожатых! Присоединяйся к нам, твори с нами, стань настоящим Вожатым!

 

 

Школа вожатых

 

 

 

 

Воспитательная деятельность кафедры педагогики представляет собой целенаправленную деятельность преподавателей и студентов по формированию у молодежи определенной системы взглядов, личностных качеств, которые необходимы для адаптации их в социуме и профессиональной деятельности, основанной на принципах гуманизма и толерантности.

Главная задача воспитательной деятельности кафедры педагогики – создание условий для развития компетенций, активной жизнедеятельности студентов, их творческой самореализации и гражданского самоопределения, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Воспитание преподавателями кафедры рассматривается как главный фактор успеха модернизационных процессов в России, как способ возможности саморазвития человека. Воспитательная деятельность кафедры осуществляется в соответствии с замечательной российской традицией, когда высшие учебные заведения не только обучали, но и воспитывали истинных интеллигентов − гордость России. Необходимость воспитания личности студента в образовательном процессе вуза подтверждена государственными правовыми актами. Закон РФ «Об образовании» подчеркивает связь между образованием и воспитанием гражданина, как целостной социальной структуры, стремящейся к самосовершенствованию и преобразованию общества (статья 2). В Законе РФ «О высшем и послевузовском образовании» в статье 8 определены основные задачи вуза в воспитательном процессе:

-     удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования;

-     формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

-     сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей.

В «Типовом Положении о вузах РФ», п. 33, указано на то, что воспитательные задачи вузов реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности студентов и преподавателей.

Важно отметить, что во всех ФГОС третьего поколения в п. VII. «Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата /магистратуры» записано: «Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности, способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ».

Реализуя в процессе вузовского образования стандарты ФГОС ВПО нового поколения, преподавательский коллектив кафедры педагогики обращает внимание на необходимость активного использования воспитательного потенциала современных образовательных программ.

Данный взгляд на особенность воспитания  влечет за собой необходимость сохранения лучших традиций воспитания и поиска новых путей вовлечения студентов в социально значимую деятельность в контексте осваиваемой ими в вузе профессиональной образовательной программы и в соответствии с общими гуманистическими идеалами и культурными традициями.

Традиции воспитании студентов на кафедре определяются образовательным пространством педагогического института, которое формировалось на протяжении определенного времени. Этические нормы, заложенные в них (честность, самоконтроль, дисциплинированность, уважение к старшим, трудолюбие, стремление к овладению новым знанием, осуждением индивидуализма и т. д.), как ранее, так и сегодня призваны обеспечить выживание в сложных условиях, устоять перед размывающими фундамент самоуважения влияниями и тенденциями.

Традиции воспитания на кафедре педагогики берут свои исторические корни с 1919 года, с появлением первого во Владимире высшего педагогического заведения - института народного образования (ИНО, 1919-1923), реорганизованном из Владимирской женской учительской семинарии (1912-1919).

Воспитательная деятельность кафедры опирается на ряд фундаментальных концепций воспитания, представленных такими исследователями как: О.С. Газман, И.П. Иванов, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Н.Е. Щуркова и другими.

Содержание организации воспитательной деятельности кафедры строится с учетом сочетания различных направлений:

-          эстетического (создание условий для воспитания высоконравственной, духовной, творческой личности с развитым эстетическим сознанием, восприятием и потребностью в эстетической самореализации);

-          социально-психолого-педагогического (создание условий для личностно-профессионального развития);

-          экокультурного (создание условий для воспитания гуманистической, социально активной личности, обладающей ценностным отношением к своему здоровью и здоровью окружающих и сознающей необходимость сохранения всего живого на Земле);

-          гражданско-правового (создание условий для формирования патриотического, гражданского, правового сознания личности, проявления общественной активности, ответственности);

-          волонтерского (создание условий для воспитания эмпатии, толерантности, реализации поддерживающих отношений во взаимодействии с социально малозащищенными лицами).

Данные направления воспитательной деятельности кафедры реализуются в течение года в разнообразных разноуровневых воспитательных событиях, в учебных и внеаудиторных, в соответствии с целевыми программами: «Лидер», «Студенческий отряд», «Забота», «Здоровый образ жизни», «Творческий потенциал студента», «Социальный портрет студента».

Выдержали проверку временем традиционные, организуемые кафедрой воспитательные события, такие как: общеуниверситетский конкурс педагогического мастерства «Студент года», областная педагогическая олимпиада «Академия педагогических знаний», студенческие научные конференции, тематические научно-практические конференции, тематические проблемные дискуссии, адаптационные сборы первокурсников, инструктивно-методическая «Школа вожатых», слет педагогического отряда, третий трудовой семестр, интерактивная игра студентов и школьников "Многоликий Владимир", совместные сборы студенческих и школьных активов, волонтерские акции и многие другие.

Опираясь на компетентностный подход к подготовке будущего профессионала, коллектив кафедры понимает, что степень включенности студентов и педагогов в разнообразие отношений внутри разноуровневых воспитательных событий обогащает условия развития профессиональных и социально-личностных компетенций, расширяет арсенал средств для продуктивного профессионального и личностного самоопределения студентов.

 

Конкурс педагогического мастерства "Студент года - 2010". Финал, визитка "Я - педагог". Выступает А. Предеина (ФДиНО)

 

Конкурс педагогического мастерства "Студент года - 2013". Конкурсный урок. Ведет урок П.Овчинников (ИФКиС)

Жюри конкурса педагогического мастерства "Студент года - 2013"

Областная педагогическая олимпиада "Академия педагогических знаний". Декабрь 2013 г.

Сборы студенческих и школьных лидеров "Олимпийский резерв". Октябрь 2013 г.

Интерактивная игра студентов и школьников "Многоликий Владимир". Сентябрь 2013 г

 

 

Педагогический отряд студентов ВлГУ "Эвентум"

 

Наш девиз:

 "Человек, дарящий свет

за детей несет ответ!

Пусть наполнит светом

целый мир "Эвентум"!

 

Началом движения студенческих трудовых отрядов в России считается конец 50-х годов ХХ века, когда студенты физического факультета МГУ поехали на целину в Казахстан. Движение студенческих строительных отрядов (ССО) стало качественно новым этапом организации работы молодежи во время каникул. В рамках движения ССО зародилось движение студенческих педагогических отрядов. Летом 1962 года студенческий отряд 2-го Московского медицинского института организовал в совхозе «Амангельды» пионерский лагерь «Спутник». Тем самым была заложена традиция создания при студенческих отрядах лагеря-спутника для пионеров и школьников.

Владимирская область не осталась в стороне от этих веяний. Начало педагогическим отрядам области положил областной педагогический отряд «Родник». В 1966 году на базе лагеря комсомольского актива «Искатель» стали работать учащиеся и студенты, молодые рабочие, педагоги-воспитатели. В первый этап зарождения отряда (1966-1978 гг.) не было постоянного педагогического персонала, состав вожатых формировался из студентов Владимирского педагогического института, проходящих обязательную летнюю педагогическую практику.

Студенты из Владимирской области, проходившие обучение в Костромском педагогическом институте, объединили вокруг себя единомышленников. Так в 1978 году был создан областной педагогический отряд «Родник», в состав которого вошли студенты Владимирского педагогического института. В 80-х годах в пединституте также действовал студенческий педагогический отряд "Вдохновение".

Подготовкой к вожатской работе во Владимирском государственном педагогическом институте всегда занимались очень серьезно. В учебные планы всех факультетов в 70-80-е годы были включены занятия, на которых осуществлялось обучение студентов методике вожатской работы. Активную работу по подготовке студентов к вожатской деятельности на протяжении многих лет осуществляла доцент кафедры педагогики Сталина Михайловна Осипова. В конце каждого учебного года, в мае, для будущих вожатых организовывался инструктивно-методический лагерь. В течение недели студенты различных факультетов объединялись в линейные отряды лагерей, в которых им предстояло работать летом. Летняя практика студентов второго и третьего курсов проходила в основном на базе детских оздоровительных лагерей Владимирской области. Длилась практика шесть недель, две лагерные смены. Для большинства студентов эта практика становилась неформальным фактом получения оценки за очередной экзамен. Это было время накопления настоящего опыта управления детским коллективом, общения с коллегами, первых трудовых взаимоотношений с руководством лагеря. Эмоциональное потрясение от первоначального страха перед сложной педагогической задачей у многих студентов к концу практики перерастало в гордость за обретение собственной профессиональной уверенности, за понимание словосочетания "мои дети", за детскую признательность в определении "наш вожатый". Летняя вожатская практика для большинства будущих российских педагогов конца 20-го - начала 21-го веков, для педагогов Владимирского региона в том числе, являлась серьезной школой профессионального самоопределения.

В 90-х годах ХХ века волна политических и социально-экономических преобразований существенно разрушила отлаженную в советское время систему работы детских оздоровительных лагерей, которые в большинстве своем являлись базами отдыха для детей сотрудников различных промышленных отраслей и предприятий. Физическое и моральное обветшание таких баз отдыха повлекло за собой нарушение взаимосвязей между работодателями детских оздоровительных лагерей и администрацией вуза. Постепенно из образовательных программ подготовки будущих педагогов были изъяты курсы по подготовке студентов к вожатской работе, а затем летняя педагогическая практика на отдельных факультетах была заменена другими видами практик.

Развитие различных форм детского отдыха и оздоровления в стране в 2000-х годах привело к потребности в увеличения численного состава педагогических кадров воспитателей в условиях загородных лагерей. Вскоре возникла потребность в создании педагогического отряда, который бы работал не только в границах Владимирской области, но и за её пределами. Так, в 2002 году возникла идея создать педагогический отряд на базе Владимирского государственного педагогического университета. Благодаря энтузиазму, профессионализму, любви к своему делу помощника ректора по воспитательной работе, кандидату педагогических наук Татьяны Владимировны Разумовской, методистам О. А. Рамейковой и О. А. Алексеевой, студентов был создан педагогический отряд «Сталкер» ВГПУ.

Сегодня большое значение в профессиональной подготовке студентов ВлГУ играет педагогический отряд «Эвентум» (в переводе с лат. - «человек, несущий людям добрые события»). Деятельность отряда курирует кафедра педагогики. Работа педагогического отряда осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и локальными актами – Положением о студенческом отряде ВГГУ. В состав отряда входят 150 студентов различных факультетов ВлГУ.

            Основные объекты деятельности педагогического отряда «Эвентум» детские оздоровительные лагеря; детские санатории; лагеря лидеров детских общественных организаций; лагеря для детей детских домов, интернатов; сборы школьников; сборы первокурсников университета; «Школа вожатых».

            Важной традицией жизни педагогического отряда «Эвентум» является «Школа вожатых». Работа школы проходит круглогодично. Сегодня слово "вожатый" ассоциируется с широко образованным, разносторонне развитым специалистом, физически и нравственно совершенной личностью. Современный вожатый сочетает в себе знания и умения педагога, психолога, социолога. Вожатыми могут работать люди с творческими способностями, склонные к исполнительской деятельности. Вожатый должен обладать способностью работать в условиях повышенной напряженности и ответственности. Невозможно работать вожатым, не имея лидерских качеств, моральной зрелости, склонности к творчеству, умения владеть собой, общительности, оптимизма. Это компетентный, честный, объективный, решительный, нравственно закаленный, конкурентоспособный человек, который умеет работать с детьми и их объединениями. А также определять перспективы развития, планировать, анализировать, убеждать детей, вести за собой, принимать компромиссные решения.

            Занятия для будущих вожатых проводятся силами творческого коллектива: доцента кафедры педагогики К.В. Дрозд, выпускников Е.А. Кильяновой, А.Е. Лосяковой, комиссарами отряда «Родник» К.А. Горшковым, И.М. Фокиным, студентами старших курсов - опытными вожатыми отряда «Эвентум».

            Летний трудовой семестр вожатых по традиции открывает майская выездная школа, которая становится для всех вожатых напутствием перед ответственной и сложной работой с детьми. Летом отряд работает со школьниками в возрасте 6 – 16 лет, с педагогически запущенными детьми, больными детьми, молодёжью 17-24 лет в детских оздоровительных лагерях Подмосковья («Вымпел», «Объединенное Королевство»), Краснодарского края («Ейск») и Владимирской области («Солнечный», «Дружба», «Олимп», «Солнечная поляна», «Икар»). Отряд ведет свою педагогическую деятельность в течение учебного года в период детских осенних, зимних и весенних каникул.

Летние выезды в лагеря вожатыми, работа с детьми в домах ребенка, в приютах - это одна из старейших и благороднейших традиций воспитательной деятельности кафедры. Каждый учебный год начинается для студентов университета – участников педагогического отряда «Эвентум» - слетом педагогического отряда, где обмениваются педагогическим опытом, показывают фотографии, рассказывают о работе и строят планы на будущее.      Один из последних слетов педагогического отряда завершился песней Ксении Смирновой, вожатой педагогического отряда "Эвентум" и лагеря "Икар", песней, которая стала гимном для всех вожатых отряда:

Вновь солнца луч взглянул в окно

И на душе уже тепло.

И лагерь вновь зовет тебя,

Ведь он теперь твоя семья.

Веселый, звонкий, детский смех,

Улыбки, радость и успех

Для нас ведь это не слова

И в нашем сердце навсегда…

Педагогический отряд -  тебе здесь каждый будет рад.

И если ты попал сюда, то не забудешь никогда!

Педагогический отряд "Эвентум" 2013-2014 уч.г.

Летний трудовой семестр педагогического отряда "Эвентум", ДОЛ "Солнечный" 2013 г.

Слет педагогического отряда "Эвентум". Сентябрь 2013 г. "Недетское время"

Школа вожатых". 18.12.2013 - Квест "Новый год по-нашему"

Выездная "Школа вожатых", ГУВО СОЦ "Олимп", май 2013 г.

Совместная спортивная игра студентов, школьников и учителей "А ну-ка, девушки!"

05.03.2014 г., МБОУ СОШ № 15 г.Владимира

Vladimir State Univercity© 2017 Кафедра педагогики